Вначале разберемся, в чем отличия толпы от аудитории? Ведь участники митинга составляют именно толпу. Важно, что толпа всегда слушает стоя. Это принципиально. Стоящий человек больше готов к шагу вперед, чем сидящий. И физиологически и психологически. Мозг стоящего человека работает активнее (многие писатели любили работать стоя у конторки), пульс чаще, кровяное давление выше. Если необходимо призвать слушателей к размышлению - нужно их посадить. Если к действию - пусть лучше стоят. Толпа более управляема, чем аудитория. И гораздо более управляема, чем индивидуум. Фраза "интеллектуальный уровень аудитории ниже интеллектуального уровня индивидуумов ее составляющих" относится к толпе на 200%. Как вы думаете, к чему должен обращаться оратор, выступая на митинге: к разуму или к чувствам собравшихся? Берите глубже. Точнее, ниже - к инстинктам. Люди в толпе, конечно, не животные. Но когда смотришь на действия толпы, иногда вырывается: "Ну просто звери!". Так и есть, толпа ведет себя подобно стае. Поэтому наиболее профессиональные ораторы именно к инстинктам и обращаются. Но об этом позже. Сейчас о структуре.
Композиционно выступление на митинге должно быть выдержано следующим образом:
- Установление контакта
- Проблема
- Призыв
- Выход из контакта
Установление контакта
Здесь я предлагаю использование приема "свой/чужой". Но рассусоливать здесь что-то вроде: "Я, как и вы, дорогие мои, из рабочей среды. Прошел путь до начальника цеха. Как и вы родился и вырос на этой земле…", - не рекомендую. Это должно быть выражено самой короткой фразой, какая только возможна. Варианты: "Земляки!", "Братья и сестры!", "Товарищи!", "Сограждане!", "Родные мои!". Почти везде указание на родственную связь. Генерал, выступая перед солдатами накануне смертельной схватки никогда не скажет: "Солдаты!" или "Товарищи бойцы!". Он скажет: "Сынки мои!"
Проблема
Мы уже говорили о том, что выступая перед толпой нужно апеллировать к инстинктам. А какой инстинкт является базовым? Хотелось бы, чтобы инстинкт продолжения рода. Но на самом деле - инстинкт самосохранения. Воздействуем на него. Как? Просто пугаем. Представим себе маятник. Слева страх, справа - то действие, к которому мы призываем. Чем сильнее нам удастся отклонить маятник влево, тем сильнее он качнется вправо. Как напугать? Просто, нагло и лживо. "Жиды проникли во все ветви власти и скоро поставят Россию на колени перед мировым сионизмом!", "Демократы продались за доллары и скоро дограбят население на радость дядюшке Сэму!", "Власти душат свободу слова и скоро задавят свободную прессу и свободу каждого из нас!". Страшно? Лично мне - да. А в толпе любые переживания усиливаются многократно. Далее следует хрестоматийная фраза: "Так чего ж мы ждем?!!!" или ее аналоги.
Призыв
Пора переходить к призыву. Конечно, если на этапе обозначения проблемы вам удалось довести толпу до нужной кондиции. Призыв должен быть кратким, четким и однозначным. Он должен поднимать эго собравшихся, должен дать понять, что следуя призыву они делают благородное и святое дело. "Бей жидов, спасай Россию!", "Голосуй против демократов, голосуй за свободу страны!", "Выходи на митинг в поддержку свободной прессы, отвоюй свободу для своих детей!".
Выход из контакта
Здесь выражается уверенность в том, что собравшиеся последуют призыву, не подведут предков, не опозорят память отцов, не струсят, а даже совсем наоборот, проявят смелость и так далее. Пути к отступлению отрезаются фразами: "Мы верим в тебя!", "Страна смотрит на вас с надеждой!", "Наши матери умоляют нас об этом!", "Если ты русский, ты сделаешь это!", "Если ты не русский, ты сделаешь это!", "Если ты…" и тому подобное.
Это самая простая композиционная схема. Но и самая продуктивная. На митинге не нужно оригинальничать. Действуйте согласно проверенному инструментарию - все будет в порядке. Толпа менее критична к изыскам речи. Чем проще - тем лучше.
При этом очень важно, КАК вы говорите. Полная конгруэнтность между словами и мимикой. Центр тяжести вперед, толчковая нога заметно отставлена назад. Фразы (старайтесь, чтобы они были составлены не более, чем из 7 слов) произносятся через паузу. Постоянный зрительный контакт. Амплитуда жестикуляции максимальная. Первый и последний этапы проходят без жестов. На втором жесты (резкие движения рук) направлены вниз. На третьем - вверх. Прошу не перепутать. Общеизвестный Ленинский жест иллюстрировал третий этап броневичковой речи. Предлагаю вам самостоятельно отсмотреть хронику выступлений, например, Гитлера или Муссолини. Даже не понимая смысла слов вы всегда по жестикуляции можете безошибочно определить этап, на котором находится оратор.
Важным элементом подготовки к митингу является расстановка подстав. Это люди, которые создают вокруг себя очаги огневой поддержки. В ходе вашей речи они выкрикивают: "Правильно! Так им и надо! Да что с ними церемониться! Сделаем, не боись!" и так далее. Они вертят головой со словами: "А он дело говорит!", или "Сразу видно, свой!" и прочее из этой серии. Нужно учитывать, что серьезные митинги предполагают не только вашу подготовку, но и подготовку противников. Они через своих людей в мэрии и в ваших рядах узнают о готовящейся акции и во время ее проведения выставляют свои подставы. Их дело выражать сомнение (ни в коем случае не возражения - задавят). Причем адресуют свои выкрики не собравшимся, а оратору. Малоопытный оратор переключается на подставу и уничтожает эффект своего выступления. Задача вражеской подставы именно морально дестабилизировать вас и переключить внимание на себя. Если ему это удалось - вы проиграли. Пререкание с одним из участников смотрится недостойно. При этом нужно учесть, что законы акустики позволяют слышать только ваши слова, но не его.
Если вы овладели азами, можно использовать прием высшего пилотажа. Своя подстава маскируется под вражескую. Он выкрикивает запланированную фразу, которую (повторив громко для всех) ловко парирует отрепетированным аргументом оратор. Якобы противник якобы посрамлен. Наши ликуют. Это прием известный пиарщикам под названием "Создание образа внешнего врага". Это сплачивает ряды как ничто другое.
Подготовленные люди с транспарантами располагаются таким образом, чтобы не заслонять происходящего на возвышении. Наибольшее их число сосредотачивается сзади. Если участник митинга оборачивается, он видит сзади то же, что слышит спереди со сцены. Это дает тот эффект, который можно назвать "Кругом наши".
И еще. Выступающие на митинге должны располагаться на возвышении по принципу "ноги выше головы". То есть, ноги ораторов должны быть выше голов слушателей. Это делается не только из соображений "Это чтобы лучше видеть тебя, внученька". Скорее это нужно, чтобы пробудить в подсознании участников архетипы: "Папка пришел", "Небожитель", или "Герой". Соблюдение этого правила позволяет сделать вашу речь менее критично воспринимаемой, поднять ваш авторитет (в хорошем смысле этого слова). При этом выступающие не должны подниматься на сцену с того уровня, на котором стоят слушающие. Они должны или уже стоять на возвышении, или появляться на нем сзади, сбоку. В любом случае, они должны попадать в поле видимости, уже находясь выше толпы.
Можно усомниться в целесообразности освоения технологии проведения митингов, ибо они сегодня все реже проводятся. Есть иллюзия наступления политической стабильности, при которой, как известно, разговоров больше, а дел меньше. Возможно, это и так. В таком случае, позвольте мне от души пожелать всем читателям никогда не воспользоваться этим материалом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Галактика «Млечный Путь» на связи