«Есть особый тайный человек, владеющий сокровенным Семикнижием. Ему известно – покуда пишутся Книги, одна за другой, без перерыва, страшный Враг бессилен. Страна надежно укрыта незримым куполом, чудным покровом, непроницаемым сводом, тверже которого нет ничего на свете ибо возводят его незыблемые опоры – добрая Память, гордое Терпение, сердечная Радость, могучая Сила, священная Власть, благородная Ярость и великий Замысел.»

среда, 24 ноября 2010 г.

Почему немцев простили, а японцев -- до сих пор нет?

НОВОСТИ HOMO LUDENS Google.TV Zvedolet.TV Yandex.co.jp КНИГАЖАЛОБПРЕДЛОЖЕНИЙ Kremlin.ru TRON.RU Ozon.ru E-xe.ru ТЕТРАДЬСМЕРТИ Vkontakta.ru Mail.ru Mamba.bl Facebook.com ПОВАРЕННАЯКНИГАТЕРРОРИСТА Odnoklassniki.ruDreamweaver.ua TRONRUБЛЯ Toyota Land Cruiser Prado test-draive Lexus FG


Япония имеет территориальные споры со всеми соседними странами -- Россией, Китаем, Кореей. Отказ признать итоги поражения во второй мировой войне не в последнюю очередь можно объяснить особенностями национального характера японцев.

Можно ли представить, к примеру, что премьер-министр Японии будет присутствовать на параде в Пекине по случаю очередной годовщины окончания второй мировой войны в Азии? Можно ли представить создание в центре Токио, например в парке Хибия, что расположен между императорским дворцом и зданием парламента, мемориала десяткам миллионов жертв японской агрессии в Китае, Корее, Малайзии, Сингапуре, Таиланде, Индонезии, Вьетнаме и других странах Азии? Или разве можно представить, что канцлер Германии демонстративно посетит место казни главных военных преступников нацистского режима и поклонится их памяти? Можно ли представить, что власти ФРГ выдвинут ко всем соседним государствам претензии на территории Третьего рейха, утраченные в результате поражения в 1945 году?

Ответом на эти и подобные вопросы будет «нет». Подходы нынешних властей Японии и Германии к итогам развязанной этими странами второй мировой войны различаются принципиально. Точно так же отличается отношение к Берлину и Токио народов стран, которым они принесли столько несчастья. Не будет преувеличением сказать, что нынешняя Германия прощена как на Востоке, так и на Западе Европы. Зато по отношению к Японии многие граждане и политические элиты в Восточной Азии испытывают подозрительность и недоброжелательность. В первую очередь это относится к Китаю и Корее, которых японцы начали терзать с конца XIX века. Успех «реформ Мэйдзи (1868--1912 годы) и быстрое наращивание военной мощи были конвертированы в успешные войны. Сначала была аннексирована Корея (1910), а затем огромные куски территорий японцы стали отнимать у Китая: Тайвань (1895), Маньчжурия (1931), приморские провинции и крупнейшие города, включая Шанхай, Нанкин, Кантон (1937). На всех аннексированных и оккупированных территориях велось систематическое разграбление природных ресурсов, местное население терроризировалось, унижалось, уничтожалось. Новые оценки потерь Китая в годы войны с Японией -- 35 млн человек.

Конечно, преступления японских милитаристов и немецких фашистов на весах истории соизмеримы как по числу жертв, так и по степени бесчеловечности. Но власти трех Германий -- Восточной и Западной, а теперь и нынешней объединенной -- в послевоенные годы предприняли активные и комплексные меры по искоренению нацистской идеологии среди населения, компенсации ущерба соседним народам и созданию имиджа миролюбивой нации. Словом и делом они доказали миру, что немцы покаялись, и это покаяние было принято.

Японские же власти будто проявляют эмоциональную черствость и историческое беспамятство. Они будто не в курсе разбойных похождений императорской армии на соседнем материке, продолжавшихся 60 лет. Они не учитывают тот факт, что Япония фактически начала вторую мировую войну, напав на Китай в июле 1937 года, а в августе 1945-го была вынуждена пойти на безоговорочную капитуляцию. Вроде и не было Токийского международного трибунала, который по аналогии с Нюрнбергским процессом осудил преступления правившего в годы войны режима и назвал его лидеров главными военными преступниками. Меняются императоры и премьеры, но японская элита продолжает вести себя так, как будто не Япония наряду с Германией и Италией несет бремя исторической ответственности за участие в Тройственном альянсе, а разгромившие их страны антигитлеровской коалиции незаслуженно нанесли ей обиду.

Свой список обид составлен для каждой из стран. В американском списке главные пункты -- это Хиросима и Нагасаки, а еще ковровые бомбардировки весны 1945 года, разрушившие Токио, Нагою и десятки других городов. Припоминают также интернирование на время войны в американские концлагеря всех японцев, включая граждан США. России ставится в вину не только включение в свой состав южных островов Курильской гряды, но и само вступление в войну против Японии в августе 1945-го, а также пленение в Маньчжурии 600 тыс. солдат и офицеров Квантунской армии. Обширны списки для Китая, Кореи, Индонезии, Филиппин, Малайзии, Сингапура, Бирмы и других стран, где после капитуляции в отношении японских солдат и гражданских колонистов местные жители нередко допускали убийства, грабежи, изнасилования, действуя по принципу «око за око, зуб за зуб». В книжных магазинах можно найти исторические и художественные произведения на эти темы. Особое внимание уделяется японскими властями школьным учебникам истории, в которых события военной поры трактуются необъективно, замалчиваются наиболее неприглядные «подвиги» императорской армии. Отдельно стоят сборники, обосновывающие претензии Японии на острова всех соседних стран -- России, Китая и Кореи. Таким образом, история второй мировой войны для Японии не закрыта как в прямом, так и переносном смысле.

Форсирование территориальных претензий к соседним государствам, перелицовка исторических фактов обычно осуществляется властями проигравших войну стран для психологической подготовки реванша. Достаточно вспомнить ту же Германию 1930-х годов прошлого века. Но ведь существует точка зрения, что современная Япония -- это миролюбивое государство. Ее конституция запрещает иметь вооруженные силы, содержит отказ от решения международных проблем вооруженным путем. Пацифистские настроения распространены в широких слоях общества. До сих пор офицеры управления сил самообороны (так именуется министерство обороны) приходят на службу в штатском и переодеваются в форму лишь на несколько часов, а военные учения и парады проводятся редко и вдали от населенных пунктов.

Исполнение маршеподобных военных песен жанра «гунка» времен Русско-японской и Тихоокеанской войны исключается в приличном обществе, их не услышишь по радио и телевидению. Главные поклонники этих песен -- сторонники ультраправых организаций «уеку», состоящих преимущественно из членов криминальных кланов якудза. Маршами «гунка» сопровождаются их митинги на площадях, у зданий иностранных посольств, редакций демократических изданий и партий. Джипы и автобусы ультраправых, украшенные боевыми флагами минувших войн, увешанные мощными динамиками и лозунгами против России и Китая, особенно заметны и слышны в «дни ненависти» типа «Дня северных территорий». Единение представителей дна японского общества с рафинированными профессионалами из правительства, парламента и активистами партий невольно наводит на мысль о возможности «перезагрузки» их совместными усилиями все еще миролюбивого японского общества. Известный американский историк японского происхождения Фрэнсис Фукуяма с тревогой писал о возникновении «нового японского национализма», который способствует «формированию образа агрессивной и задиристой Японии».

Неудивительно, что в переживших японскую оккупацию странах Азии определенные слои населения и элит испытывают к Японии чувства не только обиды и ненависти, но и настороженности, опасаются развития событий в Стране восходящего солнца по негативному сценарию. Эти опасения оказываются сильнее благодарности за экономическую и техническую помощь, оказанную Японией за последние десятилетия в качестве непрямой компенсации. Призрак «великой восточноазиатской сферы совместного процветания», которую своими штыками создавали солдаты императорской армии, все еще витает над просторами Тихого океана. Он препятствует повышению роли Токио в региональных делах, реализации внешнеполитических инициатив вроде создания восточноазиатского сообщества, в какой-то мере ограничивает распространение японской культуры и даже торгово-экономические связи.

Почему же японцы не идут по пути немцев, сумевших избавиться от своих призраков? Ведь с чисто практической точки зрения Япония уже несет потери в виде недополученной прибыли в торговле и экономическом взаимодействии со странами Восточной Азии (в Южной Корее до сих пор на дорогах не встретить японские автомобили). В перспективе эти потери будут возрастать из-за учащающихся бойкотов японских товаров населением Китая, Южной Кореи, Тайваня.

На этот вопрос нет однозначного ответа. В китайской печати, например, можно найти объяснения то в «стремлении правящих кругов Японии отвлечь внимание народа от внутренних проблем», то в «проявлении традиционной для японцев ксенофобии». Американцы склонны объяснять заносчивость Токио «головокружением от успехов» в 1960--1980-е годы, когда Япония одержала «экономический реванш» и обогнала почти все страны -- победительницы в Тихоокеанской войне, бросила вызов даже Америке.


Разница в отношении к событиям второй мировой в Германии и Японии частично объясняется цивилизационными различиями двух стран. Для христианской Германии понятия греха и кары за него, покаяния и искупления являются фундаментом мировоззрения и мироощущения. Для японцев, исповедующих синтоизм и буддизм разных толков, все не так просто. В сохранившемся с древнейших времен учении синто вообще отсутствует понятие греха и тем более покаяния. Убийство врагов считается доблестью, а гибель на поле брани делает воина одним из богов. Миллионам таких богов и посвящен токийский храм Ясукуни.


Пришедший из Китая классический буддизм, как известно, считает недопустимым уничтожение любого живого организма -- от муравья до человека. Сторонники традиционных течений буддизма в годы правления военно-фашистского режима притеснялись и преследовались из-за пацифистских настроений. Зато члены многочисленных сект дзен-буддизма, возникших еще в средневековье в самурайской среде и всегда поощрявшихся военными правителями сегунами, становились идеальными солдатами. Они стойко переносили все тяготы военной службы, в бою не щадили ни врагов, ни себя, а в годы последней войны шли в отряды камикадзе, превращаясь в «живые торпеды» и «бомбы из мяса». Похоже, два этих течения, теплое и холодное, продолжают свое параллельное течение и в современном японском обществе, порождая противоречие между пацифизмом большинства населения и «задиристостью» правящей элиты.

Возможны и другие объяснения. Но все они лишь объясняют, но не оправдывают нежелание Токио покаяться и перейти от произносимых сквозь сжатые зубы сожалений к выражению покаяния. В Японии хорошо знают, что включают в эти понятия их соседи по Восточной Азии, каких ждут слов и, главное, дел.

Учащающиеся малые и большие кризисы в отношениях Японии с соседями говорят, что решение эмоциональных проблем, остающихся с послевоенных времен, становится актуальной политической задачей. Без этого превращение Восточной Азии в новый локомотив мирового развития может замедлиться или вовсе не состояться .www.tron.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Галактика «Млечный Путь» на связи