.

Притча о менте и самурае

«Проходит геолог мимо человека и говорит: «Не пили сук — свалишься», — а он пилит. Сваливается и говорит: «А, ты, геолог, оказывается шаман».
Политкорректная версия анекдота про геолога
Притча о менте и самурае
В самом конце 1960-х годов прошлого века на одном из островов Тихого океана после ожесточенной перестрелки американскому спецназу удалось захватить в плен раненого японского солдата. Он продолжал войну с 1945 по 1969 год. Его вернули в Японию к родственникам, через полгода он умер. Диагноз врачей — старый солдат так и не смог сжиться с реальным миром.
В прошлом году на основных новостных сайтах несколько дней висела совершенно удивительная история. Суть ее вкратце такова. В середине 1980-х ленинградская милиция ловила уголовников и устроила на квартире одного из них засаду. Преступник куда-то растворился. Дело закрыли, а милиционер почти тридцать лет просидел в квартире. За это время он, естественно, ушел из милиции, женился, но продолжал строго пребывать в квартире. Важно то, что квартира была расположена на Московском проспекте — одном из лучших мест Санкт-Петербурга. За все время пребывания в засаде он не поддерживал ни с кем никаких отношений, кроме вновь обретенной жены. В прошлом году бывший милиционер вышел из подполья и предъявил претензии на квартиру. Квартиру ему, конечно, не отдали, но к нормальной жизни он так и не вернулся.
Знаете, кто сегодня самый читаемый автор в Соединенных Штатах? Если полагаете, что Дэн Браун или Джоан Робинс, то ошибаетесь. Стефани Майерс. Автор серии романов и снятых по ним телесериалов «Сумерки». Это про вампиров, но необычных. Главное не то, что они кровь пьют. Вся соль, что они живут в своем особом мире, недоступном для остальных обитателей городка, где происходит действие романа.
А знаете, какой самый раскупаемый жанр книг в московских книжных магазинах? Фэнтези. Сказки для взрослых с магическим уклоном. Средиземье, Нарния и другие волшебные страны. Если раньше читали Дашкову, у которой хоть кулинарные рецепты встречались, то теперь сплошные Сауроны и Гвендольфы.
Все четыре сюжета объединяет простой факт. Люди зачастую живут не в реальности, или попросту в онлайне или в офлайне, а в придуманном им или ими мире, существующем рядом с обычной жизнью. Вот этот мир и есть тот самый даунлайн (downline).
Арифметика для первых лиц
Много чего изобрела передовая наука полезного и нужного. Пентагон применяет многоагентные модели. Газпром вовсю оперирует OLAP-кубами и комбинаторными алгоритмами. Маркетологи изощряются в многомерном анализе данных. Трейдеры взяли на вооружение кластеризацию и генетические алгоритмы. Но в реальности многое можно понять просто на пальцах, что называется, при помощи устного счета. Максимум — в пределах четырех действий.
Смотрите, какой интересный даунлайн получается. Посмотрим на последние десять лет. Их помнят все, и молодые, и старые. И возьмем пять показателей. Почему пять? Психологи говорят, что больше семи, плюс-минус два, за раз мозги плохо воспринимают. Так что послушаемся умных людей.
Итак. Показатель первый и главный — ВВП. Это не национальный лидер, а внутренний валовой продукт. То есть все то, что мы всей страной производим. За десять лет он вырос в 1,6 раза. В промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте дела обстояли хуже. Там рост был меньше. Кое-где — сильно, кое-где — не очень.
Показатель второй — потребление. Оно у нас росло. Реальные доходы за это же время увеличились аж в 1,75 раза. В статистике есть такая хитрая штука, как показатель конечного потребления. Туда идет все, что потребляется гражданами и используется государством не на производственное назначение. Грубо говоря, на бумаги, скрепки, столы, стулья, боевые ракеты и прочее. Так вот, доля конечного потребления за это время существенно подросла и составляет сейчас 75%, из которых две трети приходится на население. То есть потреблять стали больше.
Показатель третий — возможности. Грубо говоря, в конечное потребление идут все доходы. А доходы, как известно, бывают разные. Это и заработная плата, и дивиденды, и нечто другое, что хорошо известно всем читателям. Здесь картина следующая. Для измерения неравенства, а соответственно, возможностей, используется соотношение доходов десяти самых богатых и самых бедных работников, жителей и так далее. Так вот, у нас это соотношение в пять-семь раз выше, чем в Европе и Америке, и в 15 раз, чем в Китае. Не спасает ситуацию, даже если мы возьмем не 10% богатых и бедных, а 25%. Вывод отсюда простой. У одних есть все и выше крыши, а вторые за счет роста доходов могут кое-что себе позволить.
Теперь самое время перейти к четвертому показателю. В странах, которые куда-то развиваются, доля накопления, то есть того, что не проедается, а вкладывается во что-то полезное (не путать с яхтами, футбольными клубами и замками на Рублевке), составляет как минимум 35%, а чаще 40% ВВП. А у нас, вспомните, 25%, ведь 75% мы потребляем. Итог отсюда получается интересный. Есть такой скучный показатель, называется он ввод основных производственных фондов. По-простому, это новые машины, оборудование, компьютерные программы, здания и тому подобное. В общем, то, что работает, производит реальные вещи или интеллектуальные продукты и услуги. Так вот, за последние десять лет среднегодовой прирост этих самых основных производственных фондов составил у нас аж чуть больше 1% в год. То есть за 10 лет — чуть больше 12%. Кстати, помимо прочего, это означает, что заменяться у нас машины и оборудование при таких темпах будут аж 70 лет. Правда, машины не относятся к Мерседесам и Майбахам.
Ну и последний показатель — задолженности. Сегодня не то, что каждый бизнесмен, любая пенсионерка знает, что мы расплатились с государственными долгами, которые наделали Горбачев и Ельцин. И это — чистая правда. Интересно другое, что за эти же десять лет долги по кредитам и обязательства по выплате процентов по облигациям у частного бизнеса достигли к настоящему времени почти $900 млрд и увеличились по сравнению с 2000 годом более чем в десять раз. Правда, на общемировом фоне задолженность нашего бизнеса не такая уж большая. В Штатах и в Европе все во много раз круче. Но у нас возникает другая проблема. Ее раз и навсегда сформулировал Владимир Высоцкий: «Где деньги, Зин?».
Теперь просьба. Перечитайте еще разочек все пять показателей. Думаю, вывод у вас будет один — чистый даунлайн.
Занимательная лингвистика
Как известно, лингвистика изучает языки вообще. Ни какой-то отдельно русский, английский, китайский, а любые естественные и искусственные. В лингвистике есть разделы. Например, грамматика — структура языка. Семантика — наука о значении слов или, проще говоря, понимании языка. А еще у каждого языка есть тезаурус, попросту, словарь.
Удивительно, но факт, практически во всем мире самые успешные предприниматели имели либо физико-математическое, либо лингвистическое образование. Но это так, к слову. Применительно к нашим предметам важна следующая штука. Человек мыслит не словами, а такими сложными конструкциями, где объединены образы и смыслы слов. Но понимает что-либо он через слова. Действует и общается он при помощи слов. Поэтому семантика, грамматика и прочая лингвистика вещи совсем не абстрактные, а абсолютно конкретные, не меньше бухучета с налоговым правом.
Все языки можно разделить на несколько типов. Основу составляет естественный язык, то есть русский, английский и так далее. На его базе формируется профессиональный язык. В профессиональном языке слова естественного языка получают дополнительное значение. Но когда человек говорит на профессиональном языке, у него в голове строятся все равно цепочки ассоциаций, содержащихся в естественном языке. Вот они-то и называются — семантические сети. Если такие сети разрываются, то человек не вполне понимает, что ему говорят или что он читает. Приведу совсем простой пример. В Америке у специалистов NASA в ходу слово спутник. Они его не переводят, а пишут русское слово английскими буквами. У американского слова спутник одно значение — шарик, болтающийся вокруг орбиты. А у русского человека спутник порождает множество ассоциаций.
Какое это имеет отношение к нашим баранам? Прямое. Даунлайн — не только то, что мы строим, но и то, что нам строят. Если ты используешь в профессии язык, то ты применяешь его как инструмент. Соответственно, если всего предназначения инструмента ты не понимаешь, то ты не вполне владеешь мастерством. Живешь не в реальности, а в тоннеле.
Сейчас, что называется, несколько примеров для наглядности. Нынешний топ-продукт маркетологов и консультантов — клиентоориентированность. В основе лежит слово клиент. Это русское произношение английского слова client. Открываем словарь Уэбстера. Это как Даль в русском языке. И читаем. Первое значение — покупатель. Интереснее со вторым значением — зависящий от кого-то человек. Ну и есть третье значение — человек, получающий от вышестоящего лица деньги. Вот такая клиентоориентированность.
Теперь о коучинге. Коуч это старший тренер. Есть отдельно и коучинг. Здесь целых три значения — тренировка, репетиторство, натаскивание свидетеля перед дачей показаний в суде. В общем, коучинг во весь рост.
Ну и напоследок, о самом дорогом и близком. Management. Здесь опять же три главных значения — управление, администрирование, дирекция. Вот это прочли все. Дальше случился обрыв семантической сети. В английском есть еще два основных и уйма дополнительных значений. Второе основное — владение, например, инструментом, оружием. Третье — умение справляться с непредвиденными ситуациями, проблемами, делами.
Можете, при наличии свободного времени, сыграть в занимательную игру. Возьмите любое, что называется, брендовое бизнес-слово и проверьте его по переводчику PromtАВВYY или, на худой конец, Google. Гарантирую, узнаете много познавательного и интересного. Вот такой семантический туннель прямиком в даунлайн выстроен.
Берегите карманы
Для хозяина бизнеса и нормального топ-менеджера важны прибыльность и жизнеспособность бизнеса. Соответственно, бизнес должен что-то вносить в общую копилку, то есть в ВВП. Помните, как он у нас рос. При этом реальный сектор рос намного медленнее и долгов много. Да и ситуация в мировой экономике неустойчивая. И Эльвира Набиулина не обещает головокружительного роста на ближайшие годы. Поэтому карманы лучше беречь.
Экономика в этом году вырастет, дай бог, на 5%. А вот консалтинг у нас растет темпами 30-50% в год. Например, в кризисный год, когда у всех все было плохо, он вырос на 30%, в этом ожидают — на 50%. Кстати, поскольку консалтинг пришел к нам с Запада, то и стандарты внедряются, естественно, западные. А они предполагают простой и ясный принцип — почасовую оплату. То есть чем больше консультант вас консультирует, тем он больше получает. А потом уходит. А вы остаетесь. Поэтому есть простой и понятный совет. Он исходит из практики наиболее успешных больших и маленьких зарубежных компаний. Они реализуют проекты и в проекты нанимают работников, высоких профессионалов. Здесь вы можете использовать сильную сторону консультанта — его профессионализм, но занять, как писал автор всемирного бестселлера «Обо всем можно договориться» Дэн Кеннеди, — сильную позицию. На время проекта этот человек нанят вами и отвечает за результат, то есть за успех проекта. А не получает почасовую оплату за советы. В Одессе говорят — это две большие разницы. Конечно, нанять на проект много дороже, чем платить за консультации. Но как говорит житейская мудрость: мы не столь богаты, чтобы покупать дешевые вещи.
Всем ясно, что учить работников надо, повышать их квалификацию. Но вместо этого брендировали и НЛПировали тренинги. В новом «голубом океане» на тренинги расходуется $750 млн, а расходы растут в среднем на 30% в год. За два дня чему-то кто-то должен как-то научиться. Кстати, в «Мерседесе» тоже есть тренинги. Их проводят три месяца каждую неделю по два дня. И экзамены сдают. То есть там это полноценное обучение. А у нас зачастую очередной «развод на деньги». Конечно, и у нас есть немало людей, которые умеют, знают и учат полезному. И лишь вынуждены, следуя моде и тренду брендов, называть свое обучение тренингами. Но их легко распознать. И доля их до грусти невелика.
$3 млрд в год в России тратится на рекламу. Особенно быстрыми темпами растет интернет-реклама, где-то больше, чем на 30% в год, а в ее составе особенно процветают так называемые «специалисты по продвижению сайтов». Это когда вы платите за место в рейтингах и толпы или штуки нужных и ненужных вам посетителей. Глупо было бы отрицать значение рекламы. Она, как показала мировая практика, — двигатель торговли. Правда, прежде чем платить, почитайте книгиАлександра Репьева «Мудрый рекламодатель» и Алексея Иванова «Бесплатная реклама». И сделайте выводы. И еще. Сегодня самые серьезные деньги вкладываются в нейронауки. Проще говоря, изучение человека и его мозга. Так вот, в самое последнее время несколькими исследователями независимо друг от друга установлен и экспериментально подтвержден следующий факт. Реклама действенна потому, что формирует в психике человека определенную установку, побуждение к действию, конкретно — покупать тот или иной товар. Эта установка имеет определенный психофизиологический компонент, то есть вызывает перестройку нейронов, мозговых волн и прочих сложных вещей. Так вот, исследователи установили, что когда таких установок становится избыточно много для человеческого мозга, они гасятся на психофизиологическом уровне. Соответственно, вместо установки к действию на уровне психики возникает неосознанное раздражение. Конечно, понимая размах мирового рынка рекламы можно ожидать, что появится еще с десяток исследований, опровергающих ранее полученные данные. Но они-то уже получены в серьезных центрах людьми с именами. Поэтому подумайте, когда будете тратить деньги. И четко выясните вместе со своим специалистом по рекламе и PR,что конкретно он сможет сделать, что — нет, какова вероятность достижения заявленных им результатов.
Опять вместо жесткого реального мира благотворительный даунлайн получается.
От Москвы до самых до окраин
Была старая советская песня. В интернете можно скачать фильм «Свинарка и пастух». Соль песни в том, что человек проходит как хозяин. А хозяин, вне зависимости от того, собственник он, либо хозяин своего труда, это тот, кто делает дело. Делать дело в офлайне трудно, в онлайне сложно. В даунлайне — опасно для вашего бизнеса и благополучия близких. Поэтому другого пути, как выбираться из этого самого дайнлайн, нет. Самый близкий русский эквивалент даунлайн — навь. У Даля навь — это призрачное место, где рядом с живыми людьми обитают мертвецы, а навька — это растение, предвестник беды.
Известный всем человек однажды сказал: «Деньги — это бумажки, они могут быстро потерять ценность. Главное — это активы». Активы — это не только счета и здания, хотя, конечно, их активами считают. Но валюта инфлирует, а недвижимость, например, в Америке резко падает в цене. И вообще, пузыри имеют свойство лопаться. Будущее бизнеса могут обеспечить только эффективные технологии и профессиональные кадры. Как говорилось в старой, но запомнившейся на десятки лет рекламе: «Другой альтернативы нет». Высокие, доказавшие свою практическую эффективность и применимые в ваших конкретных условиях, технологии надо искать и находить везде. И, конечно, у себя, в России. Мы начали с правдивой истории. Ей и закончим.
В конце 1940-х годов Генрих Альтшуллер изобрел ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) — мощнейшую технологию для техники, бизнеса и образования. Итог истории такой. Бизнес держат люди в Америке. Работают профессионалы из России. А наиболее широко применяют в Южной Корее и в Китае.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Галактика «Млечный Путь» на связи